Описание педагогической деятельности
учителя начальных классов первой квалификационной категории
МКОУ «Иннокентьевская ООШ»
Партизанского района Красноярского края
Ивановой Ларисы Николаевны
|
«К школьнику необходимо относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» В.А.Сухомлинский |
Принципиальным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Тема самообразования:
«Активизация познавательной деятельности через современные педагогические технологии в начальной школе»
Цель профессиональной деятельности
"Формирование основных ключевых и предметных компетенций на уроках и внеурочной деятельности, эффективное построение учебного процесса для успешного овладения учащимися базового уровня знаний, соответствующего стандарту образования, воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни".
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться.
Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования. Именно поэтому я в течении пяти лет работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности через современные педагогические технологии в начальной школе».
Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. Поэтому, новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как:
Главная цель внедрения ИКТ – это появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и интерактивных устройств, сети Интернет позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
В целях самообразовании прошла обучение «Использование ИКТ-технологии в школе»
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося при максимальной самостоятельности первого и общем руководстве второго.
Общая схема технологии проблемного обучения:
Осознание общей проблемной ситуации и ее анализ.
Формулировка конкретной проблемы.
Решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка.
Проверка правильности решения проблемы.
В чем ее специфические особенности? Ситуация содержит неизвестное, которое должно быть раскрыто (названо, определено) в возникшей проблемной ситуации. У учащихся есть возможность на доступном им уровне проанализировать условия и открыть неизвестное. У человека, анализирующего такую ситуацию, возникает потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия. В этом секрет особого воздействия на учащего проблемной учебной ситуации, стимулирующей творчество, гибкость мышления, здесь заключается мотивация на поиск нового на любом этапе.
С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я поняла, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Одни уже умеют читать, другие не знают и букв. Поэтому, работу на уроках надо было дифференцировать. А ученики, не справляющиеся с темпом продвижения при изучении программного материала, требовали к себе повышенного внимания и других форм работы.
В своей практике использую три варианта дифференцированного обучения:
- на основе предварительной диагностики характеристик личности;
- уровня овладения общеучебными умениями учащихся;
- внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательных интересов к изучению отдельных предметов.
Примером осуществления разноуровневого подхода служат составленные мною тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности. Их можно объединить в две группы: первая - учитель даёт задание каждому ученику, вторая - ученики сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания. При этом он четко выделяю содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь.
Использование технологий индивидуального и группового обучения позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к организации образовательного процесса, служит условием реализации программы образования, обеспечивает высокую мотивацию образовательной деятельности обучающихся.
Для индивидуальной и групповой работы использую задания из учебников, карточки – задания, разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, составление и заполнение обобщающих таблиц по форме и другие задания в устной и письменной форме.
Индивидуальную работу организовываю на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний.
Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, как одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и т.д.
В своей практике игровую деятельность использую:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Учебное сотрудничество – это такая форма сотрудничества взрослого и детей, при котором ребенок осваивает учебную деятельность (деятельность по изменению себя) и соответствующие ей формы взаимодействия, позволяющие решать поисковые нерепродуктивные задачи.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий главное направление в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы.
- гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;
- формирование гигиенических навыков обучающихся;
- правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы);
- физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)
- физические упражнения и подвижные игры на переменах;
- классные часы, беседы, агитбригады, пропагандирующие здоровый образ жизни;
- уроки здоровья на открытом воздухе;
- дважды в год принимает участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья (осенью и весной);
- ежегодно принимает участию в месячнике военно-спортивных мероприятий, приуроченный ко Дню Защитника Отечества (А ну-ка мальчики);
- организовываю спортивные праздники для родителей и детей;
- во внеурочное время в школе организовала кружок спортивно-оздоровительного направления «Ритмика»;
- при использовании ИКТ соблюдает требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;
- согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающих проводит инструктажи по технике безопасности.
Вся эта работа, проводимая системно, с учетом медицинской группы здоровья детей, позволяет учителю результативно решать проблемы сохранения здоровья обучающихся при организации образовательного процесса.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Организация проектной деятельности образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Работая по УМК «Перспективная начальная школа», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
«Тест – система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата». Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.
На своих уроках я использую следующие виды тестов
- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.
- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений.
- выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов.
Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.