Воскресенье 01 ноября, 2020

Описание педагогической деятельности

учителя начальных классов первой квалификационной категории

МКОУ «Иннокентьевская ООШ»

Партизанского района Красноярского края
Ивановой Ларисы Николаевны

                                            

«К школьнику необходимо относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией,               а как  к факелу, который необходимо зажечь»

В.А.Сухомлинский

     Принципиальным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

     Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход,  создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

   001

     Тема самообразования: 

     «Активизация познавательной деятельности через современные педагогические технологии в начальной школе»

      Цель профессиональной деятельности 

     "Формирование основных ключевых и предметных компетенций на уроках и внеурочной деятельности, эффективное построение учебного процесса для успешного овладения учащимися базового уровня знаний, соответствующего стандарту образования, воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни".

 002   003

      Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

     Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться.

    Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.  Именно поэтому я в течении пяти лет работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности через современные педагогические технологии в начальной школе».

   004

     Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.      Поэтому, новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

      За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как:

   005

     Главная цель внедрения ИКТ – это появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и интерактивных устройств, сети  Интернет позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. 

     Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

     Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

        Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

     Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

   Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

     В целях самообразовании прошла обучение «Использование ИКТ-технологии в школе»

   006

     Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося при максимальной самостоятельности первого и общем руководстве второго.

     Общая схема технологии проблемного обучения:

     Осознание общей проблемной ситуации и ее анализ.

     Формулировка конкретной проблемы.

     Решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка.

     Проверка правильности решения проблемы.

     В чем ее специфические особенности? Ситуация содержит неизвестное, которое должно быть раскрыто (названо, определено) в возникшей проблемной ситуации. У учащихся есть возможность на доступном им уровне проанализировать условия и открыть неизвестное. У человека, анализирующего такую ситуацию, возникает потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия. В этом секрет особого воздействия на учащего проблемной учебной ситуации, стимулирующей творчество, гибкость мышления, здесь заключается мотивация на поиск нового на любом этапе.

   007

     С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я  поняла, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Одни уже умеют читать, другие не знают и букв. Поэтому, работу на уроках надо было дифференцировать. А ученики, не справляющиеся с темпом продвижения при изучении программного материала, требовали к себе повышенного внимания и других форм работы. 

     В своей практике использую три варианта дифференцированного обучения:

     - на основе предварительной диагностики  характеристик личности;

     - уровня овладения общеучебными умениями учащихся;

     - внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательных интересов к изучению отдельных предметов.

   Примером осуществления разноуровневого подхода  служат составленные мною тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности. Их можно объединить в две группы: первая - учитель  даёт задание каждому ученику, вторая - ученики  сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания. При этом он четко выделяю содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь.

   008

     Использование технологий индивидуального и группового обучения позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к организации образовательного процесса, служит условием реализации программы образования, обеспечивает высокую мотивацию образовательной деятельности обучающихся.

     Для индивидуальной и групповой работы использую задания из учебников, карточки – задания, разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, составление и заполнение обобщающих таблиц по форме и другие задания в устной и письменной форме.

     Индивидуальную работу организовываю на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний.

     Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

     Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.

   009

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, как одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять. Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные и т.д.

В своей практике игровую деятельность использую:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

 - как технология внеклассной работы.

   010

     Обучение в сотрудничестве рассматривается в педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Учебное сотрудничество – это такая форма сотрудничества взросло­го и детей, при котором ребенок осваивает учебную деятельность (деятельность по изменению себя) и соответствующие ей формы взаимодействия, позволяющие решать поисковые нерепродуктив­ные задачи.

   011

 

   012

     Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий главное направление в деятельности учителя,  работающего с детьми начальной школы.

- гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;

- формирование гигиенических навыков обучающихся;

- правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы);

- физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)

- физические упражнения и подвижные игры на переменах;

- классные часы, беседы, агитбригады, пропагандирующие здоровый образ жизни;

- уроки здоровья на открытом воздухе;

- дважды в год принимает участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья (осенью и весной);

- ежегодно принимает участию в месячнике военно-спортивных мероприятий, приуроченный ко Дню Защитника Отечества (А ну-ка мальчики);

- организовываю спортивные праздники для родителей и детей;

- во внеурочное время в школе организовала кружок спортивно-оздоровительного направления «Ритмика»;

- при использовании ИКТ соблюдает требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;

- согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающих проводит инструктажи по технике безопасности.

   013

     Вся эта работа, проводимая системно, с учетом медицинской группы здоровья детей, позволяет учителю результативно решать проблемы сохранения здоровья обучающихся при организации образовательного процесса.

   014

     В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.  Организация проектной деятельности  образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

   015

     Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Работая по УМК «Перспективная начальная школа», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в  проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

   016

     «Тест – система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата». Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.

     На своих уроках я использую следующие виды тестов

- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.

- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений.

- выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов.

   023

Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.

minobrnauki rf MIN OBR1 roo  
edwin Ros obrl logo resh  

Наш адрес:

       663543 с. Иннокентьевка
       Партизанского района,
       Красноярского края,
       ул.Красных партизан 38.
       Телефон: 8(391)40-24-2-05
       Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.